О медитационных практиках

 

Широко известно, что древние духовные традиции служат источником наиболее действенных современных психотехнологий. 

Но малоизвестным остается тот факт, что при всем культуральном многообразии технических приемов, присутствующих в различных духовных традициях, существует единая универсальная структура духовного пути. Она одинакова практически для всех традиций, будь то христианство, буддизм, даосская или любая другая – как бы они ни различались в своих внешних проявлениях. 

Предлагаемая программа представляет собой авторскую реконструкцию этой единой универсальной структуры, выраженную в категориях современной науки. Ее можно рассматривать как современную версию древних энергетических практик. 

Эта версия организована таким образом, что каждая медитация направлена на решение задач деловой жизни современного человека.  Подразумевается, что личная жизнь и возникающие в ней задачи неотделимы от деловой жизни: бизнес рассматривается как способ реализации глубоко личных мотивов. 
В программу включены как технологии  решения задач бизнеса, так и пути решения личностных проблем.

***

Основное содержание программы – три практики: выслеживание, трансформация энергии, неделание.
Первая практика – выслеживание проблемных сюжетов в актуальных событиях и в личной истории. Эта практика включает приемы выявления и осознавания устаревших (ведущих к тупикам) стереотипов мышления и поведения. Такие стереотипы закладываются в детском и подростковом возрасте и становятся источником разнообразных проблем в деловой и личной жизни, а также причиной заболеваний. 
Объектами выслеживания являются тончайшие внутренние напряжения, сопровождающие каждый ведущий к данной проблеме стереотип мышления или поведения. 
Результатом выслеживания является знание о том, как данный стереотип представлен в подсознании человека. Эта практика позволяет находить источник проблем в собственном бессознательном опыте, который представлен в телесных реакциях и в телесных ощущениях.
Вторая практика – трансформация энергии проблемных сюжетов в актуальных событиях и в личной истории. 
Мы покажем, что каждая проблема в личной и профессиональной жизни может быть представлена как результат распада энергии ци (духовной энергии) на составляющие компоненты инь и ян. Одна из этих двух компонент остается в сознании и управляет поступками и мыслями, другая вытесняется и влияет на поведение косвенно. Участники тренинга обучаются чувствовать эти типы энергии и управлять их эволюцией. Оба типа энергии субъективно переживаются как тонкие эмоционально окрашенные ощущения и могут быть осознаны с помощью приемов выслеживания.
Трансформации подлежат все чувственные и телесные реакции, найденные в процессе выслеживания. 
Результатом трансформации является восстановление энергии ци и полная отмена старых неэффективных стереотипов мышления и поведения. Вместо них появляется особое состояние силы, необходимой для решения проблемы. 
Каждая техника трансформации энергии – это особая медитация, основанная на одновременном использовании концентрации и расфокусировки внимания. Все техники содержат два основных шага:  1. необходимо расфокусировать внимание в такой степени, чтобы осознавать все ощущения, порождаемые переживанием проблемы,  2. направить концентрацию в центральную область этих ощущений. 
Субъективно вся последовательность шагов в целом может восприниматься так, будто мы «впускаем» переживание проблемы вглубь внутренней территории, «помогая» переживанию максимально «проявить себя». Это можно также выразить словами «двигаться навстречу переживанию». В результате этих действий интенсивность переживания проблемы начинает возрастать, но затем активизируются процессы трансформации; переживание проблемы снижается и исчезает. Вместо него рождается знание о том, как решается проблема и способность осуществлять все необходимые для этого действия.  
Третья практика – неделание. Предполагается, что любая проблема является следствием ошибок восприятия, мышления и неточных действий – неточного «делания». Другими словами, человек является автором каждой своей проблемы. В известном смысле он создает (делает) тот мир, в котором пролегает его жизненный путь, неосознанно используя одни и те же «старые» стереотипы. 
Термин «неделание» подразумевает прекращение «делания» прежних стереотипов, их отмену. Вместо них спонтанно, без специальных усилий рождается новый способ действий (в прежнем контексте), гарантирующих решение проблем данного типа. Эти новые действия возникают как результат трансформации энергии «старого» стереотипа и являются осознанными. Практика неделания позволяет постепенно создать новую картину мира и новую реальность, в которой нет места прежним проблемам и заболеваниям. Эта практика поддерживает высокий уровень творческой активности. Человек, практикующий неделание, способен создавать новое поведение в каждой конкретной ситуации.

***

Все три практики выполняются последовательно. Вместе они образуют последовательность трех порождающих друг друга элементов[1]– выслеживание-трансформация-неделание, которая повторяется вновь и вновь в соответствии с ходом внешних событий.
Рассмотрим примеры. Допустим, обнаружена и выслежена конкретная жизненная проблема и связанный с ней типичный поведенческий стереотип. Такой проблемой могут быть тупики в отношениях или в делах, коммуникативная неуверенность, страх публичных выступлений, растерянность в момент принятия решений, частые обострения заболевания или что-нибудь еще. Связанные с этим внешние сюжеты могут быть достаточно разнообразны. Например, эмоциональные конфликты, семейные проблемы, неудачи в деловых переговорах или презентациях, сложности в принятии решений и в управлении людьми – любые фрагменты событий, содержащие стресс. 
Предположим, что конкретная проблема – это страх публичных выступлений, обнаруженный при выслеживании неудачной презентации. Выслеживание страха дает практикующему точное знание о распределении телесных напряжений, когда он оказывается в центре внимания людей. Эти напряжения легко воспроизводятся в повторных визуализациях такого сюжета и могут быть подвергнуты трансформации в любой момент после того как презентация окончена. Трансформация восстанавливает ци, возвращая в событийный контекст ранее вытесненную энергию инь или ян. В результате исчезают все или некоторые из обнаруженных в момент выслеживания напряжений, и достигается внутренняя готовность к новому событию данного типа (например, новой презентации).
В новом событии присутствуют примерно те же (или такие же), как и в прежних проблемных эпизодах, люди и обстоятельства. Однако после пройденной подготовки (трансформации страха) практикующий приобретает новое внутреннее состояние и новый взгляд на ситуацию, что и является основанием для неделания. Теперь практикующий непременно будет делать то, что неожиданно для всех (в том числе для него самого), проявляя максимально доступный на сегодняшний день уровень спонтанности и находчивости. 
Если в этом событии некоторые из напряжений сохранились или обнаружены новые, то все повторяется еще раз: снова выполняется их выслеживание и трансформация, затем акт неделания. Иногда основной результат – создание нового поведения –  достигается уже в первом цикле практик, а во втором – только уточняется и корректируется в отдельных менее значимых деталях. Иногда результат достигается во втором-третьем цикле или еще позднее, но он обязательно достигается.
Круг практик позволяет сделать такие явления закономерными, постоянно присутствующими в жизни. Важно, что для освоения и использования круга практик необходимо активное участие в жизненных битвах, сопровождаемых стрессом – т.е., в бизнесе, социальных или семейных проектах. Решение деловых, личных и духовных задач, таким образом, объединяется, что дает практикующему возможность достигать максимального уровня целостности и личной силы.

***

Знакомство с практиками проходит в процессе овладения следующими навыками:  

  • подготовка к сложным переговорам и сложным событиям;
  • навыки лидерства и управления; 
  • остановка внутреннего диалога;
  • управление эмоциями и эмоциональными конфликтами;
  • восстановление ресурсного состояния и самоисцеление; 
  • навыки трансформации мыслей, убеждений и картины мира;
  • трансформация линий напряжения и личной истории; 
  • изменение жизненного сценария; 
  • трансформация трансперсональных переживаний, глубинных неосознаваемых страхов; 
  • практика стирания личной истории.

Использование практик позволяет изменять стиль мышления, и поведенческие стереотипы. Внешние изменения возникают как следствие внутренних усилий.
Уникальность и действенность данных методов работы в том, что они являются внутренними, а не внешними, т.е. основываются на личностных изменениях. 
Структура такой внутренней работы задается событийными потоками реальной жизни человека. Навыки управления, лидерства и решения личных или профессиональных проблем возникают как результат внутренних изменений человека в процессе трансформации энергии тупиковых состояний. Выслеживая собственные событийные потоки и практикуя трансформацию энергии, человек получает реальное знание о себе и о методах решения собственных задач, постепенно перестраивая свои стереотипы восприятия мира.

______________________________

[1] Эта последовательность отражает собой глубинную архетипическую структуру, которая (не всегда явно) представлена в различных духовных традициях. В данном подходе выбрано описание этой структуры, связанное с троичным архетипом творение – осуществление – растворение (см. книгу А. Подводного … ), или рождение – зрелость – разрушение, в индийской традиции –– тамас–раджас-саттва. Третья из практик – неделание – соответствует архетипу творения, а первая и вторая (выслеживание и трансформация энергии) – архетипам осуществления и растворения соответственно.