Энергетические процессы в расширяющемся бизнесе

Сборник по материалам ежегодного Конгресса «Психология XXI столетия. Новые возможности» под ред. Козлова В.В. – Новосибирск, Ярославль, МАПН, 2013 - 349с.   http://mapn.su/publication/congress2013-t1.pdf

В современном мире бизнес – один из важнейших контекстов жизни каждого человека. Говоря о  бизнесе, мы подразумеваем любое дело,  в которое человек вкладывает свое намерение, силы, интерес. Сегодня окружающий мир, в том числе и бизнес,  претерпевает сильные изменения.

Часть компаний закрываются и прекращают свою деятельность. Некоторые, наоборот, начинают расширяться.

Что же при этом происходит?

Любой бизнес представляет собой совокупность проектов, а иногда – совокупность различных видов деятельности. Например: производство, оптовое и розничное направления. В свою очередь, каждое из этих направлений имеет множество подразделений (логистика, закупки, сбыт, финансы и пр.), как совокупность различных бизнес-процессов, сотрудников, оборудования и т.д. Таким образом, компания включает десятки, а может и сотни разных элементов.

Обычный человек  в силе одновременно воспринять около семи-восьми элементов. Мы делали в своей компании множество экспериментов, вот описание одного из них: менеждеру по закупкам было предложено держать во внимании одновременно пять поставщиков – образы людей, с которыми он непосредственно контактирует. Данный эксперимент требует от человека определенной чувствительности и концентрации.

Менеджер отметил, что каждый из этих людей имеет в определенном месте его тела свой отклик  и эмоциональное ощущение.

Оказалось, что один человек воспринимается спокойно и образ его ощущается в груди, другой – порождает тревогу и ощущается в области живота, третий – обиду,которая откликается в горле. Те из людей, образы которых вызывали переживание, постоянно ускользали из поля зрения менеджера.  Когда же ему было предложено одновременно удерживая образы предыдущих людей добавить еще пять – это было просто невозможно. Было ощущение, что они просто не помещаются внутрь.

После применения специальных практик, позволяющих трансформировать негативные переживания (см. Статью М.Я. Пальчика “Путь изменений. Энергетические практики и внутренние состояния»)  – все десять образов людей было уже удерживать легко , осознавались взаимосвязи между ними и знание как действовать по отношению к каждому. Было ясно, с кем взаимодействовать уместно сначала, каким образом, с кем позднее.

Отметим, что даже обычному менеждеру нужно одновременно удерживать множество элементов его деятельности. Что же говорить о руководителе, у которого весь бизнес должен одновременно быть во внимании. 

Любопытно, что все фрагменты бизнеса (это касается и остальных контекстов жизни человека) , находящиеся во внимании – представлены в его физическом теле в виде ощущений и имеют различную эмоциональную окраску.

Как только из поля внимания руководителя уходят какие-то фрагменты его бизнеса, а зачастую и целые части бизнеса – внимание сужается и он перестает их чувствовать.   Как следствие  часть бизнеса просто теряется.

Важной идеей является то, что руководитель обязан научиться удержавать во внутренней территории весь бизнес целиком. (Понятия внутренняя и внешняя территория также подробно описаны в уже упомянутой статье М.Я.Пальчика.)  Он должен быть всегда присоединен к своему делу, людям, процессам.

Повторюсь, что присоединяться к объектам, вызывающим какие-то эмоциональные переживания (как и удерживать их во внутренней территории) – очень трудно. Человек должен сначала трансформировать  эту энергию. Объем его внутренней территории должен быть больше объема его бизнеса. Объем внутренней территории человека зависит от уровня его личной силы и двух важных навыков –    концентрации и чувствительности.

Для руководителя его бизнес постепенно превращается всего лишь в тренировочную площадку, где он «оттачивает» эти навыки и накапливает личную силу.  Бизнес становится внешним пространством , которое наполнено внешними “знаками” для внутренней работы. Эти знаки указывают руководителю , какого качества энергии ему не хватает для решения той или иной задачи, в чем он некомпетентен.

Например, есть среди его партнеров человек, общение с которым приносит много переживания. Партнер воспринимается им как взрослый человек, а себя чувствует ребенком. При этом переживается много слабости и нет сил отстоять собственную позицию в переговорах.

Каким образом нужно действовать: после переговоров пройти весь круг  энергетических практик (Подробно этот процесс описан в статье М.Я.Пальчика) и трансформировать слабость и ощущение некомпетентности. Появится сила опоры на себя, найдутся слова и соответствующее состояние , которое можно предъявить партнеру. Здесь внешняя территория используется как носитель знаков, для каждого человека – они свои (в зависимости от той картины мира и стереотипов мышления, которые сложились у данного человека с самого раннего возраста).

Вторая важная идея – это то, что от внутреннего состояния руководителя зависят его взаимоотношения с командой. Все трудности, возникшие внутри команды, например, саботаж или протест – отражает внутреннее состояние руководителя. И наоборот, все что проявлено в поведении лидера – отражает внутреннее состояние команды. Работая с собственными состояниями, руководитель управляет своей командой. Задачей руководителя тогда является найти то адекватное состояние, из которого его инструкция подчиненному будет уместной и своевременной. Инструкция будет выполнена, лишь тогда, когда он держит своего подчиненного во внутренней территории   не только в момент, когда он дает задание, но и на протяжении всего времени ее выполнения.

Трансформируя все напряжения и неприятные  ощущения, которые при этом возникают, лидер постепенно приобретает новые качества силы и перестает воспринимать бывшую проблему как проблему. Вопросы выбора решаются спонтанно, знание как поступить приходит изнутри.

Важным аспектом является осознание собственных мотивов и расколов. Так как именно из них руководитель начинает удовлетворять собственные амбиции, забывая интересы дела. Например, в переговорах люди часто соперничают друг с другом, доказывая свою «силу» и превосходство, вместо того, чтобы опираясь на интересы дела находить взаимно интересные варианты сотрудничества.  Энергетически в это время переживая слабость и несостоятельность. В эти моменты объем внутренней территории человека резко сужается, в итоге страдает бизнес.

Основной внутренней задачей руководителя должно быть познание себя через решение задач в бизнесе, в проектах, которые он воплощает.  Бизнес отражает суть руководителя – он становится совокупностью его выборов. Бизнес становится продолжением лидера.

Этим самым руководитель полностью берет на себя ответственность за свои решения. Растет объем внутренней территории, масштаб. Возникает сила действовать и вести за собой команду.  У Руководителя есть сила создать вокруг себя сильную команду и она растет вместе с ним. Растет и бизнес.

Если резюмировать, то расширение современного бизнеса предполагает наличие у руководителя следующих навыков:

  1. Соединяться со своим бизнесом и держать его во внутренней территории

  2. Двигаться по кругу практик:

  • Уметь осознавать «знаки»  во внешней территории (контекстах бизнеса), собственные мотивы и стереотипы поведения, выслеживать их в личной истории
  • Трансформировать энергетические  расколы
  • Снова действовать во внешней территории

     3. Постепенно накапливать личную силу, которая ведет к увеличению масштаба внутренней территории. При росте бизнеса иметь больший объем внутренней территории, чем бизнес.