Внутренние стратегии лидерства в условиях стресса

23 ноября, Марк Пальчик

Современный мир можно охарактеризовать такими категориями как резкое возрастание эволюционных скоростей, а также масштаба и количества проектов, в которые вовлечен человек. Этот процесс нарастает и с каждым днем становится все более интенсивным. Для каждого человека наступает момент, когда справляться с растущей скоростью изменений становится сложно.

Мы обсудим возможные варианты преодоления этих сложностей и покажем, что энергия нарастающего стресса может переживаться как новые возможности для внутреннего развития и возрастания личной силы.

Высокие скорости эволюционных процессов сегодня связаны с тем, что на любом отрезке человеческой жизни можно наблюдать резкую смену технологий и жизненных позиций (стереотипов поведения), что неизбежно требует расширения осознанности. Объясним это подробнее. Удобно ввести два понятия: среднее время жизни человека и среднее время жизни технологии. Всю эволюцию человечества можно разделить на три этапа. Первый этап характеризуется тем, что время жизни технологии много больше, чем среднее время жизни человека, т.е. на протяжении жизни человека изменения во внешнем мире пренебрежимо малы (войны, землетрясения и другие катаклизмы могут происходить, но технологически мало что меняется, и уровень осознанности человека остается относительно стабильным). На втором этапе время жизни человека сравнимо со временем жизни технологии. Третий этап характеризуется тем, что среднее время жизни технологии много меньше времени жизни человека.

Первый этап длился несколько тысячелетий и завершился в конце 18-го начале 19-го веков. В начале этого этапа человек находился во власти эмоциональных предпочтений и амбиций. Он не был способен добровольно следовать нормам, правилам, законам. Физическая и эмоциональная сила и способность нанести удар первым ценились высоко. Заповеди «не убий», «не укради», … воспринимались как откровения. В конце этого этапа люди научились следовать правилам, но без осознания истоков или оснований для этих правил. Этот этап характеризуется отсутствием личной ответственности. Осознанности не было. Вся ответственность перенесена на духовную традицию, люди учились следовать традиционным правилам. Одновременно появились социальные стандарты, внешние правила. Первый этап можно охарактеризовать как освоение детского и подросткового периодов жизни человечества.

Второй период характеризуется тем, что на протяжении жизни человека происходит смена технологий, здесь высоко ценится наука.  Расцвет этого периода можно отнести к началу 20-го века. Религиозные традиции рушатся, ответственность переносится на науку. В середине 20-го века новые технологии ценятся особенно высоко, а сила интеллекта становится одним из главных достоинств человека. Второй этап можно рассматривать как юношеский период эволюции человечества.

В конце 20-го века начинается третий эволюционный этап. Статус науки резко снижается, а способность действовать становится высоко ценимым качеством. Технологии меняются столь быстро, что их ценность также снижается. Высоко ценится способность интуитивно угадать правильную стратегию действий, независимо от научных истин и принятых стандартов. Впервые за историю человечества ответственность становится личной, ссылки на научно доказанные истины не принимаются, важны эффективность и результат. Решения интуитивны, принимаются быстро и точно. Личная ответственность и осознанность становятся главной опорой в эффективном бизнесе и личностных контекстах. Этот этап можно рассматривать как период наступления взрослости человечества.

Заметим, что длительность каждого этапа существенно уменьшается (примерно на порядок) в сравнении с предыдущим. Следующим (четвертым) этапом станет период зрелости, но в настоящее время мы к нему только приближаемся. Он будет сопровождаться еще более стремительным возрастанием скоростей и масштабов и потребует еще более высокого уровня осознанности. Каждая смена этапа сопровождается экономическими или политическими кризисами, и нарастанием личностных стрессов. Для того, чтобы уверенно проживать этот период, каждому из нас потребуется еще более высокий уровень личной силы. Ниже мы обсудим эффективную стратегию необходимых для этого внутренних действий.

Рассмотренную здесь эволюционную модель удобно обсуждать как часть внутренней эволюции человека. Его внутреннее пространство можно представить в виде иерархической системы двенадцати уровней (слоев внутренней территории): физическое тело – ощущения (при контакте с внешней реальностью) – эмоции (детское спонтанное поведение) – обыденное мышление (способность жить по правилам)  – творческий интеллект (способность осознавать истоки внешних правил или стратегий и способность их создавать) – событийные потоки (способность действовать ответственно и осознанно) – ценности (способность осознавать глубинные мотивы, управляющие событийными потоками) – миссия (или «замысел судьбы», урок жизни …); далее следуют четыре трансперсональных уровня, которые мы не будем здесь обсуждать, они относятся к дальнейшим (после четвертого) эволюционным этапам. Все двенадцать уровней можно представить себе как слои внутренней территории, идущие от поверхности к ее глубине. Подобная модель явно или неявно присутствует в разных духовных традициях (даосизме, индуизме, буддийской традиции и других).

Переход от нижележащего слоя к более высокому сопровождается ростом осознанности, личной силы каждого отдельного человека. Возрастает  также и уровень ответственности. В частности, третий и четвертый слои (уровень эмоций и обыденное мышление) соответствуют первому этапу рассмотренной выше эволюционной модели (время жизни человека мало в сравнении со временем жизни технологии). Пятый слой (творческое мышление) соответствует второму этапу, шестой слой – третьему этапу. Осознанность шестого слоя необходима в контексте управления современным бизнесом (уровень топ-менеджмента). Седьмой слой – уровень ценностей – можно отнести к ожидаемому в будущем четвертому эволюционному этапу. В современном бизнесе это осознанность и ответственность, необходимая генеральному директору или владельцу бизнеса. По некоторым данным примерно 70 процентов должностных ролей в современном бизнесе относятся к четвертому слою (действовать по инструкции), 20-30 процентов – к пятому слою (анализ, разработка должностных инструкций, планирование) и примерно 5-10 процентов – к шестому-седьмому слоям.

Основные утверждения, которые мы хотим сделать, касаются эффективных внутренних стратегий, позволяющих решать актуальные проблемы в быстро меняющемся мире. Эти стратегии зависят от слоя внутренней территории, в котором оказывается человек, проживая тот или иной контекст.

Как уже сказано, подавляющее большинство людей в современном мире живут по законам четвертого-пятого слоев. Сталкиваясь с проблемой, создающей стресс, такой человек ищет новое действие (новую стратегию), причем это делается без промедлений. Один из популярных девизов в обучающих тренингах этого уровня (например, в НЛП): «Если твой способ действий не дает результатов, делай что-нибудь другое». Сюда же относятся планирование и научный анализ. Обучение и внутреннее развитие в данном случае состоит в изучении и освоении новых технологий и стратегий внешних действий. В частности, одна из популярных идей касается моделирования внутренних стратегий успешных людей и поиска универсальной стратегии успеха (примером такой стратегии является популярная в НЛП стратегия Уолта Диснея). Еще раз подчеркнем, что в этом подходе всегда ищут новый способ внешних действий. 

В тех случаях, когда человек попадает в пространство шестого или седьмого слоев, необходим принципиально новый уровень осознанности и масштаба восприятия. Попытка искать новую стратегию внешних действий не дает здесь успеха.

Скорость событийных потоков здесь необычайно велика, и неподготовленный человек постоянно оказывается в зоне стресса, сталкиваясь с внешними проблемами. Человек этого уровня должен уметь действовать спонтанно, находя точный ход, из некоторого «внутреннего знания». Речь идет об интуитивном знании. Для этого необходимо двигаться вглубь внутренней территории вместо того, чтобы искать эффективные внешние стратегии. Это тонкий медитативный процесс, который ниже мы попытаемся сформулировать. В этом процессе необходимо найти и удерживать внутреннее состояние, позволяющее постоянно оставаться в контакте с «внутреннем знанием».

Структура такой медитации может быть представлена следующим образом. Начальное состояние, возникающее при встрече с проблемой как правило содержит стресс. В нем всегда присутствует «незнание» того, каким должен быть результат или как двигаться дальше. Это «незнание» обычно представлено дискомфортным ощущением в определенной области внутренней территории. Медитация представляет собой непрерывную концентрацию на этом ощущении в течение длительного времени по определенным правилам. Под воздействием концентрации ощущение начинает эволюционировать; оно перемещается вглубь внутренней территории и меняет качество. Соответственно изменяется и переживание проблемы. Главная особенность этого изменения состоит в снижении уровня дискомфорта и постепенном возрастании слоя внутренней территории, из которого воспринимается проблема. Продолжая медитацию, можно достичь такой точки внутренней территории, где ощущение дискомфорта исчезает, вместе с ним исчезает и ощущение упомянутого выше «незнания». На смену ему приходит «интуитивное знание», касающееся уместного для данной проблемы внешнего действия. Это «знание» сопровождается состоянием невовлеченности и покоя и способностью действовать быстро и точно. Это и есть результат медитации. Только теперь уместен возврат к внешним действиям для решения проблемы.

Подчеркнем, что внутреннее «знание» возникает спонтанно, оно непредсказуемо и уникально, уместно только для данной ситуации и для конкретного человека. Если подобная ситуация возникнет еще раз, то новое интуитивное знание может оказаться иным, чем прежде. Каждая ситуация, проживаемая в шестом-седьмом слоях субъективно воспринимается как уникальная и неповторимая. Другой человек в этой же ситуации должен найти собственную уникальную технологию, вместо того, чтобы пользоваться известной (но чужой).

Такой способ действий означает, что эффективная технология создается  специально под конкретную проблему и не должна тиражироваться. Это справедливо для скоростей и масштабов шестого-седьмого слоев (т.е. текущего – третьего этапа нашей эволюционной модели) и высокого уровня осознанности.

Вышеупомянутая медитационная стратегия внутренних действий, также как и концепция слоев внутренней территории, представлена в авторском направлении «Квантовый путь познания», она изложена в книгах автора: «Квантовая модель эволюции личности», – Новосибирск-2007, «Реальна ли реальность», Москва-2014. Медитация представляет собой три следующие друг за другом практики: выслеживание – трансформация – неделание. Новая эффективная стратегия, позволяющая решить проблему, возникает в таком подходе спонтанно как часть практики неделания.

Постоянное выполнение этой медитации ведет к усилению способности концентрации, а также к возрастанию уровня осознанности и личной силы. Таким образом, каждая встретившаяся проблема превращается в знак, указывающий направление внутреннего развития, и дает энергию для этого.