Квантовая природа сознания (квантовое описание)

6 октября, Марк Пальчик

Внутреннее пространство человека, как мы покажем, представляет собой квантовый мир. Понимая его квантовые закономерности, можно управлять внутренними процессами, от которых зависит способность эффективно решать деловые и личные задачи. Поэтому мы начнем с краткого описания некоторых особенностей квантовых явлений.

***

Все объекты и явления материального мира делятся на две группы; к одной группе относятся классические объекты и явления, к другой – квантовые объекты и явления. Главное их различие состоит в следующем.

Классические объекты всегда движутся по пространственной траектории. В каждый момент времени можно указать значения координат и скорости классического объекта, причем эти значения предсказуемы.

Квантовые объекты не имеют определенной траектории. Они движутся по многим траекториям одновременно, могут находиться одновременно в разных местах, перемещаются скачками, их поведение непредсказуемо и допускает только вероятностное описание. Каждая траектория может быть реализована в момент измерения с некоторой вероятностью.

Классические объекты – это весь видимый мир вокруг нас. Квантовые объекты – это элементарные частицы, недоступные непосредственному наблюдению (электрон, протон и другие).

Законы, управляющие поведением классических и квантовых объектов, различны.

Поведение классического объекта характеризуется, как уже сказано, его траекторией – пространственным положением и скоростью движения в разные моменты времени. В дальнейшем для таких характеристик будет использован термин классическое описание.

Поведение квантового объекта характеризуется его квантовым состоянием, которое может быть представлено волновой функцией ᴪ(x). Квантовый объект может двигаться по любой из множества доступных для него траекторий. Каждая траектория  представляет собой последовательность координат и скоростей движения объекта. Квантовое состояние задает множество таких траекторий, а также вероятности, с которыми каждая из этих траекторий может быть реализована в момент измерения.    

Таким образом, квантовое состояние ассоциируется с множеством вероятностей для значений координат и скоростей квантового объекта в разные моменты измерений. В частности, вероятность W(x) обнаружить квантовый объект в точке x задается квадратом волновой функции                                    
     
Для классических объектов существует только один способ описания – в терминах координат и скоростей (классическое описание). Для квантовых объектов доступны оба способа описаний – как в терминах пространственных координат и скоростей, так и в терминах квантовых состояний. В последнем случае будет использован термин квантовое описание.

Введем термин вероятностное распределение. Он будет обозначать совокупность вероятностей возможных значений наблюдаемой величины независимо от того, какое из них реализуется в данном измерении.

Мы можем рассматривать вероятностные распределения для координат и  скоростей квантового объекта. Ниже мы будем рассматривать также вероятностные распределения для действий, решений, поступков и т.д.


 ***

Категория квантовое состояние естественна для квантовых явлений и вытекает из самой их природы; поэтому описание квантовых объектов в терминах квантовых состояний также естественно, оно является полным и достаточным для характеристики их движения. Попытка описания квантовых объектов в терминах пространственных координат и скоростей может выглядеть менее уместной, так как это параметры классических объектов. Однако такое описание также возможно, но выполняется только в рамках вероятностных распределений.

Квантовая картина, принятая в современной физике, представляет собой объединение двух типов описаний: квантового описания и классического описания.

Причина в том, что человеческое сознание ориентировано на восприятие только классических характеристик – пространственных координат и скоростей, но не квантовых состояний. Непосредственному наблюдению подлежат именно классические характеристики квантового объекта.

Квантовое состояние может измеряться лишь косвенно – при измерении вероятностных распределений. Для этого необходимо выполнять измерения траекторий квантового объекта, повторяя каждое измерение несколько раз и измеряя тем самым вероятности. Каждая траектория может встретиться в данном квантовом состоянии с определенной вероятностью. Квантовое состояние, как уже сказано, связывается с множеством таких вероятностей.

Итак, наблюдение квантовых объектов связывается с измерением классических характеристик и может осуществляться только в процессе их взаимодействия с классическими объектами. Это обеспечивает адаптацию измерений к человеческому мышлению. Существенно, что значения координат и скоростей в этом описании не могут быть предсказаны точно, но только с некоторой вероятностью.

***
 
В тех случаях, когда возникает задача управлять движением квантового объекта, существует два способа сделать это. Первый из них – квантовый способ: изменить квантовое состояние объекта; при этом изменится и характер движения квантового объекта, но расположение внешних классических объектов, т.е. внешний наблюдатель, остается неизменным. Второй способ – «классический»: изменить расположение или движение взаимодействующих с ним классических объектов; это также изменяет квантовое состояние и характер движения квантового объекта.

Введем термин вероятностное распределение наблюдаемой величины. Он будет обозначать совокупность вероятностей возможных значений наблюдаемой величины независимо от того, какое из них реализуется в данном измерении.

Мы можем рассматривать вероятностные распределения для координат и скоростей квантового объекта. Ниже мы будем рассматривать также вероятностные распределения для действий, решений, поступков и т.д.

***

Еще одно фундаментальное утверждение квантовой теории касается последствий процесса наблюдения и формулируется следующим образом: каждый акт измерения классических параметров квантового объекта (его координат или скоростей) непредсказуемо изменяет его состояние.

Важно понимать, что квантовое состояние, хотя и содержит полное описание квантовых явлений, ненаблюдаемо само по себе. Попытка наблюдения непредсказуемо меняет его.         

В случае классических объектов это не так. Воздействие прибора на классический объект можно сделать сколь угодно слабым, так что процесс измерения практически не влияет на его движение. Он может двигаться по одной и той же траектории независимо от того, наблюдают за ним или нет.

Это принципиально отличает квантовый объект от классического. В квантовом случае даже слабое взаимодействие с прибором может существенно изменить состояние. Другими словами, достаточно «мельком взглянуть» на квантовый объект, и он неизбежно изменит состояние.

***

Введем понятие классический наблюдатель. (Иногда мы будем обозначать его, как внешний наблюдатель или прибор). По определению, он является классическим объектом и не может «воспринимать» квантовые состояния непосредственно. Он способен измерять только классические параметры – пространственные координаты и скорости квантовых объектов.

Квантовый объект и классический наблюдатель (прибор) образуют целостную систему с обратной связью. Взаимодействие в ней организовано круговым образом и может быть представлено как цикличное: состояние квантового объекта задает вероятность конкретного показания прибора (верхняя стрелка на рис. 3), а каждый акт измерения (т.е. конкретное показание прибора) непредсказуемо изменяет квантовое состояние (нижняя стрелка на рис. 3).
 
    
Утверждение о том, что присутствие измеряющего классического прибора непредсказуемо меняет состояние квантового объекта, здесь связывается с последствиями процесса осознания.                                      

 ***

Обсуждая человеческие проблемы, также целесообразно рассматривать два типа объектов и два типа описаний.

К первому типу относятся классические объекты – это все внешние непосредственно наблюдаемые объекты, из которых складывается внешняя реальность. Для ее характеристики используется классическое описание. Оно выполняется в терминах внешних (объективных) категорий – наименований материальных предметов и их взаимодействий. Примером классического описания может служить утверждение: «чтобы перейти улицу, необходимо ждать сигнала»; здесь термины «улица», «сигнал» – наименования материальных объектов, а глаголы «перейти», «ждать» – их взаимодействия.

Второй тип объектов мы будем связывать с интенсивными локализованными ощущениями. Их можно обнаружить во внутреннем пространстве человека и в разных зонах тела, если расфокусировать внутреннее внимание. От них зависит мотивация и способность решать деловые и личные задачи. Мы покажем, что эти локализованные ощущения ведут себя подобно материальным квантовым объектам и могут рассматриваться как их прямые аналоги. В дальнейшем они будут рассматриваться как квантовые объекты внутренней реальности человека.

Для ее характеристики используется квантовое описание, выполняемое в терминах внутренних субъективных категорий: ощущений, эмоций и более тонких переживаний – вплоть до ценностного плана. В дальнейшем они будут восприниматься как разные уровни единого переживания, обозначаемого термином внутреннее состояние. Последнее является аналогом квантового состояния и не всегда может быть выражено языком слов. Примером квантовых описаний является фраза: «ожидание раздражает»; здесь термин «ожидание» – отглагольное существительное, оно нематериально, связано с ощущениями и  выражает внутреннее состояние; глагол «раздражает» также характеризует внутреннее состояние.

Один из типичных квантовых объектов внутренней реальности – спонтанное ощущение «Я». Его обычно связывают с локальным ощущением, которое возникает как реакция на вопрос «что (или кто) есть Я?»; иногда достаточно произнести слово «Я», обращаясь внутрь себя и наблюдая телесные отклики. Движение спонтанного «Я» аналогично движению квантовой частицы. Подобно материальному квантовому объекту, спонтанное «Я» не может покоиться сколько-нибудь продолжительное время и перемещается скачками; его перемещения непредсказуемы, точно так же, как непредсказуемо движение материального квантового объекта. В обоих случаях все предсказания имеют вероятностный характер. Спонтанное «Я» рассматривают как аналог материального квантового объекта.

***

Каждое внутреннее состояние переживается как множество локальных ощущений в различных телесных зонах. Для его обозначения мы будем использовать термин распределение интенсивности локальных ощущений. Обозначим его как q(x).  Это распределение задает эмоциональную окраску, глубину и другие характеристики внутренних состояний.

Подобно квантовому состоянию, внутреннее состояние само по себе не является объектом наблюдения и, строго говоря, ненаблюдаемо (попытка наблюдать ведет к его изменениям).

Однако именно внутреннее состояние определяет вероятность тех или иных мыслей и внешних действий.

Приведем несколько примеров. Находясь в состоянии тревоги, люди склонны к контролю или активности; бездействие также возможно, но с меньшей вероятностью. В состоянии радости люди больше склонны к согласию, а в состоянии  раздражения – к  противостоянию; обратное также возможно, но с меньшей вероятностью. Точно так же, с большой вероятностью уныние порождает бездействие, одиночество – склонность к общению и т.д.

Рассмотрим в качестве примера состояние тревоги или страха неудачи в каком-либо проекте. Переживая такое состояние, можно обнаружить внутренние напряжения в области солнечного сплетения, грудного отдела или горла. Эти напряжения заметно влияют на характер мыслей и действий. Внешние действия в этом состоянии могут (с большой вероятностью) сопровождаться ненужной суетой, агрессией или разрывом отношений. Во внутренних диалогах может всплывать много мелких неприятных фактов. Наиболее вероятны мысли, касающиеся негативных тем и прогнозов – например, мысли о неудачном завершении текущих переговоров, воспоминание о сложном разговоре, конфликте и т.д. Каждая мысль «рождается» именно там, где имеется соответствующее напряжение; в дальнейшем эта мысль поддерживается его энергией. Например, если наиболее сильное напряжение переживается в области солнечного сплетения, то тревожные мысли и поступки будут «рождаться» с большой вероятностью именно в этой области.

Таким образом, внутренние состояния человека являются аналогом квантовых состояний [1] материального объекта, а конкретные мысли и поступки – аналогами наблюдаемых классических характеристик квантового объекта.

Можно утверждать, что распределение интенсивности локальных ощущений во внутреннем пространстве, т.е. внутреннее состояние, задает перемещения спонтанного «Я». Действительно, более сильные ощущения «собирают» внимание и как бы «притягивают» спонтанное «Я»; оно «задерживается» вблизи этих точек; в результате вероятность обнаружить спонтанное «Я» в таких точках возрастает пропорционально интенсивности локальных ощущений.

Подводя итог, мы хотим еще раз подчеркнуть аналогию, которая существует между внутренним пространством человека и квантовым миром:

1. спонтанное ощущение «Я» есть аналог квантовой частицы. Оно не имеет определенной траектории, движется по многим траекториям одновременно, может осознаваться одновременно в разных местах, перемещается скачками, его поведение в высокой степени непредсказуемо.

2. внешние действия человека –  его поступки и их интерпретации (мысли) – задаются его внутренним состоянием, подобно тому, как поведение квантовой частицы задается ее квантовым состоянием;

3. внутренние состояния человека являются аналогом квантовых состояний [2] материального объекта; действительно, как внутреннее состояние, так и квантовое состояние связаны с вероятностной интерпретацией: квантовое состояние задает вероятностное распределение для координат и скоростей квантового объекта, а внутреннее состояние задает вероятностное распределение для движения спонтанного «Я», а также для поступков или мыслей, которые также являются наблюдаемыми характеристиками спонтанного «Я»; обе категории – квантовое состояние и внутреннее состояние – ненаблюдаемы;

***

Можно рассматривать и другие вероятностные распределения. Выше упоминались вероятностные распределения для мыслей и поступков. Они также задаются распределением интенсивности локальных ощущений, но косвенно. Локализуясь в точках повышенной интенсивности ощущений, спонтанное «Я» идентифицируется с мыслями и действиями, характерными для этих точек, а также с ощущениями, их сопровождающими. Субъективно спонтанное ощущение «Я» осознается как источник этих мыслей и поступков.

Подобно квантовому состоянию, внутреннее состояние само по себе не является объектом наблюдения и, строго говоря, ненаблюдаемо (попытка наблюдать ведет к его изменениям); однако именно оно, как уже сказано, задает вероятности обнаруживать те или иные варианты наблюдаемых действий человека – его мыслей и поступков.

Мы будем рассматривать разнообразные внутренние состояния: покой, радость, печаль, агрессия, уныние, вдохновение, одиночество и т.д.

Исследуя внутреннее пространство человека, можно обнаружить несколько типичных для него внутренних состояний, которые встречаются в его жизни чаще других. Это могут быть как позитивно, так и негативно окрашенные состояния. Такие типичные (или «привычные») внутренние состояния определяют характер и возможности человека, а также расположение и динамику наиболее интенсивных локальных ощущений.

Нас будут интересовать в основном негативно окрашенные внутренние состояния, т.к. именно они активизируются под воздействием любой внешней проблемы и субъективно переживаются как ее следствие.

Такие «привычные» состояния сформированы в моменты стрессов, пережитых в детском и подростковом возрасте. Они сопровождаются телесными напряжениями и  являются частью стратегий мышления, принятия решений и поведения. Эти внутренние состояния порождают неэффективное поведение и являются причиной многих проблем в личных и деловых контекстах. Как правило, эта связь внутренних состояний и внешних проблем не осознается.

Для того, чтобы освободиться от подобных внешних проблем, необходимо осознать присутствие этих «привычных» внутренних состояний, научиться изменять их и только затем создавать поведенческие изменения («изменять себя»).

***

Учитывая, что все  явления мира человека включают два типа объектов (классические и квантовые объекты), можно говорить о двух принципиально разных подходах к решению внешних проблем.

Первый из них – «классический»: создать внешние изменения, т.е. изменить некоторые фрагменты внешней реальности, препятствующие новому поведению; это меняет внутреннее состояние и создает поведенческие изменения; но в этом варианте появляется зависимость от внешней реальности. Этот подход оперирует внешними категориями, требует точной терминологии, включает логические построения и анализ проблемной ситуации. Вся активность направлена во внешний мир.

Второй подход – квантовый: изменить внутренние состояния (это делается с помощью медитаций); при этом внешняя реальность, т.е. внешние классические объекты и их воздействие на человека, остаются неизменными. Однако новое поведение создается благодаря изменениям внутренних состояний. Точно подобранное состояние создает высокую вероятность успешных внешних действий. Например, состояние уверенности и спокойствия в момент встречи с проблемой создает высокую вероятность ее решения. Последнее возникает спонтанно, как творческий акт. Вся сложность процессов решения переносится на способность управлять внутренним состоянием и создавать состояния, уместные для актуального контекста. Вся активность в таком подходе направлена во внутренний мир.

Трудности этого подхода в том, что состояние не всегда поддается управлению. Оно может оказаться неточным, неуместным в данном контексте или нестабильным. Иногда оно повреждается под воздействием стресса. Например, появление растерянности и тревоги в момент жестких переговоров. Тогда решения, мысли или действия могут быть ошибочными, как бы тщательно они ни продумывались.

Первый подход уместен в тех ситуациях, когда существуют жесткие внешние правила. Решение в этом случае представляет собой удачную комбинацию заранее предопределенных шагов – конкретных действий, их последовательность, точный выбор времени и места и т. п. Например, дать инструкцию в сложной ситуации можно разными способами – по телефону; письменно или при личной встрече; сделать ее развернутой или краткой; акцентировать отдельные шаги и т. д. В некоторых случаях верным решением будет только один вариант подобных действий. Опора и ответственность в этом подходе переносятся на внешние правила или ожидания и принятые стандарты. Причину неудачи обычно связывают с чьей-то некомпетентностью или жесткой позицией.

Второй подход более уместен там, где внешние правила минимальны и требуется высокий уровень личной ответственности, когда неудача не может быть оправдана ссылкой на объективные трудности  и внешние обстоятельства.

В этом подходе появление проблемы может рассматриваться как результат неточно выбранного внутреннего состояния или его повреждения под воздействием стресса. Например, решения и действия из состояния растерянности и тревоги будут менее точными, чем из состояния уверенности и спокойствия. Соответственно, решение проблемы может быть получено с помощью внутреннего усилия – медитации, восстанавливающей более адекватное для данного контекста внутреннее состояние. Специальные методы работы с внутренним состоянием будут обсуждаться ниже.
                                             
***

Выше рассматривалось понятие классического прибора в квантовом мире.

В случае внутреннего пространства человека его аналогом является внутренний наблюдатель – особая инстанция, с которой связывается осознание. В момент осознания, проживаемый сюжет наделяется смыслом.

Утверждение о том, что присутствие измеряющего классического прибора непредсказуемо меняет состояние квантового объекта, здесь связывается с последствиями процесса осознания.

Каждый акт осознания является аналогом акта наблюдения (измерения) «классических характеристик» – мыслей, действий или выборов. Вместе обе инстанции – ощущение «Я» и внутренний наблюдатель – образуют целостную систему, аналогичную системе квантовый объектклассический прибор, которая исследуется в квантовой физике.

Осознаваться («измеряться») может любое переживание, действие или мысль – аналоги классических параметров. Вышеупомянутое утверждение квантовой теории (о том, что каждый акт измерения непредсказуемо изменяет состояние) в данном случае можно выразить в следующей форме: каждый акт осознания переживаний, действий или мыслей (аналог измерения) непредсказуемо меняет внутреннее состояние. Этот факт хорошо известен психологам.

Вместе обе инстанции – ощущение «Я» и внутренний наблюдатель – образуют целостную систему с обратной связью (рис. 4), аналогичную системе квантовый объект – классический прибор, которая обсуждалась выше (рис. 3). Взаимодействие в системе «Я» – наблюдатель организовано круговым образом и может быть представлено как цикличное, (рис.4).
 
 

Первый шаг цикла выполняется спонтанным «Я». Следуя внутреннему состоянию и характерному для этого состояния распределению ощущений, спонтанное «Я» движется по некоторой траектории, локализуясь и останавливаясь в определенных точках. Второй шаг цикла выполняется внутренним наблюдателем. Подобно классическому прибору, он «измеряет»: осознает происходящее и порождает новый смысл. Каждый акт осознания («измерения») сопровождается перераспределением ощущений и создает новое внутреннее состояние, а следовательно, и новый квантовый путь, по которому движется спонтанное «Я» в своих скачкообразных перемещениях; повторяется первый шаг. Далее снова повторяется второй шаг и снова действует внутренний наблюдатель: учитывая новые точки локализации «Я», он порождают новое видение и новые «объективные» смыслы. Этот процесс протекает, как правило, бессознательно.

Такой замкнутый цикл может многократно повторяться до тех пор, пока не найдено решение проблемы. Он неявно присутствует во всех обыденных сюжетах, но, как правило, не осознается.

Приведем пример. Предположим, что некто испытывает тревожное переживание по поводу какого-либо внешнего сюжета. Это переживание локализовано в телесном ощущении (или в нескольких ощущениях). Некоторое время спонтанное «Я» может удерживаться в окрестности этого ощущения. Длящееся ощущение порождает характерные мысли, и на этом этапе включается внутренний наблюдатель, оценивающий переживание. Ментальная активность внутреннего наблюдателя рождает новые мысли, которые сопровождаются новыми ощущениями. Далее спонтанное «Я» удерживается в окрестности этих новых ощущений и весь цикл повторяется. Эти повторения происходят вновь и вновь, до тех пор, пока не исчезнет тревога или пока не возникнет импульс к действию.

Заметим, что цикличная последовательность шагов – лишь удобный способ описания. В реальных сюжетах оба процесса, образующие цикл, происходят одновременно.

***

В заключение этого раздела рассмотрим квантовые ограничения на длительность и силу концентрации.

В духовных традициях считается, что уровнем концентрации определяется личная сила человека. Под личной силой понимается способность к точным действиям, их скорость и сила в сложных ситуациях, включающих моменты стресса. Высокий уровень концентрации позволяет произвольно и осознанно менять внутреннее состояние (распределение интенсивности ощущений) и удерживать эти изменения. Такая способность позволяет осознанно выбрать наиболее адекватное состояние, позволяющее решить возникшие проблемы. В духовных традициях используются специальные тренировки, направленные на развитие концентрации. В современном мире концентрация развивается существенно быстрее благодаря использованию абстрактного мышления.

В следующих разделах мы будем рассматривать приемы быстрого развития концентрации. Для этого необходимо учитывать квантовые ограничения на ее допустимую длительность и силу.

Суть квантовых ограничений в следующем. Рассмотрим концентрацию на любом внешнем или внутреннем неподвижном (классическом) объекте. Любая концентрация сопровождается локализацией спонтанного «Я» в ближайшей окрестности выбранного объекта. Такая локализация должна сохраняться в течение всего времени, пока длится концентрация. В квантовом мире длительность локализации ограничена соотношением неопределенностей для координат и скоростей спонтанного «Я», а в данном случае – его пространственного положения и масштабов перемещения. Суть принципа неопределенности состоит в следующем: чем точнее локализован квантовый объект, тем больше неопределенность в его скорости; в итоге всякая попытка локализовать его в малом объеме сопровождается неконтролируемым возрастанием неопределенности в скорости его перемещений. Это означает, что в следующее мгновение он может оказаться где-то в другом месте, причем этот процесс непредсказуем.

Сложность длительной концентрации состоит в том, что спонтанное «Я», будучи квантовым объектом, не может длительно оставаться в какой-либо точке или каком-либо ограниченном объеме вследствие соотношения неопределенностей. Как только спонтанное «Я» пытаются остановить в точке или зоне, выбранной для концентрации, оно спонтанно и практически мгновенно перемещается в новое положение. В этом можно убедиться, попытавшись концентрировать внимание (т.е. остановить спонтанное «Я») на любом объекте внешнего или внутреннего мира. Так действует принцип неопределенности.

Он заставляет мысль и внимание блуждать по внутреннему пространству, отвлекаясь от предмета размышления. Такая особенность спонтанноого «Я» разрушает или делает затруднительной сколько-нибудь длительную концентрацию. Все попытки длительно сосредоточиться, ограничивая внимание выбранной темой, создают еще большее напряжение, так что концентрация разрушается еще быстрее.

Ниже мы сформулируем оригинальную стратегию длительной концентрации на объектах внешнего мира, в которой соотношение неопределенностей учитывается косвенно и не создает ограничений. Эта стратегия основана на смещении сознания в многомерное внутреннее пространство. Область локализации спонтанного «Я» может занимать сколь угодно большой объем этого пространства (это возможно при наличии большой глубины осознания). При этом она может оставаться сколь угодно малой во внешнем пространстве в окрестности объекта концентрации. Таким образом, полная область локализации остается большой за счет внутреннего пространства, в то время как спонтанное «Я» локализовано сколь угодно точно во внешнем. Такая локализация  может сохраняться длительно.

***
ВСЕ 

В основе этого явления лежит квантовое соотношение неопределенностей для координат и скоростей квантового объекта, в данном случае – пространственного положения и масштабов перемещения спонтанного «Я». Суть принципа неопределенности состоит в следующем: чем точнее локализован квантовый объект, тем больше неопределенность в его скорости; в итоге всякая попытка локализовать его в малом объеме сопровождается неконтролируемым возрастанием неопределенности в скорости его перемещений. Это означает, что в следующее мгновение оно может оказаться где-то в другом месте, причем этот процесс непредсказуем.

Так организовано поведение спонтанного «Я», и именно эта его особенность делает затруднительной или невозможной длительную концентрацию.
________________________________

[1] Говоря точнее, являются аналогом квадрата волновой функции.

[2] Говоря точнее, являются аналогом квадрата волновой функции ᴪ(x).