Бизнес как вызов: стратегия внутренних действий

3 октября, Марк Пальчик

Основной источник проблем современного бизнеса – резкое возрастание количества и масштаба проектов, в которые вовлечен человек. Это сопровождается постоянной сменой технологий, а также изменением жизненных позиций и стереотипов поведения. Такая ситуация характерна для современного этапа эволюции человечества.

Всю эволюцию человечества можно разделить на три этапа.

Первый этап длился несколько тысячелетий и завершился в конце XVIII – начале XIX веков. Этот этап характеризуется тем, что технологии изменяются крайне медленно, то есть на протяжении жизни человека изменения во внешнем мире  пренебрежимо малы (войны, землетрясения и другие катаклизмы могут происходить, но технологически мало что меняется). Другими словами, среднее время жизни человека много меньше среднего времени жизни технологии. Это правило остается доминирующим на протяжении всего первого этапа.
В начале этого этапа человек находился во власти эмоциональных предпочтений и амбиций. Он не был способен добровольно следовать нормам, правилам, законам. Физическая и эмоциональная сила и способность нанести удар первым ценились высоко. Заповеди «не убий», «не укради»… воспринимались как откровения. Личной ответственности не было. Вся ответственность переносилась на духовную традицию. В конце этого этапа люди научились следовать правилам, однако истоки этих правил или основания для них не осознавались. Одновременно появились социальные стандарты. Первый этап можно охарактеризовать как освоение детского и подросткового периодов жизни человечества.

На втором эволюционном этапе среднее время жизни человека сравнимо со временем жизни технологии, то есть в субъективном восприятии человека смена технологий происходить может, но это случается редко. Здесь высоко ценится наука.  Расцвет этого периода можно отнести к началу XX века. Религиозные традиции рушатся, и ответственность переносится на науку. Личной ответственности по-прежнему нет. В середине XX века новые технологии ценятся особенно высоко, а сила интеллекта становится одним из главных достоинств человека. Второй этап можно рассматривать как юношеский период эволюции человечества.

Сегодня мы проживаем третий эволюционный этап. Технологические изменения столь внезапны и происходят так часто, что к ним не всегда и не всем удается адаптироваться. Наши современники часто переживают это как сильный стресс.

Этот этап начался в конце XX века. Статус науки резко снизился, а способность действовать стала высоко ценимым качеством. Технологии меняются столь быстро, что их ценность также снижается. Высоко ценится способность интуитивно угадать правильную стратегию действий независимо от научных истин и принятых стандартов. Впервые за историю человечества ответственность становится личной, ссылки на научно доказанные истины не принимаются, важны эффективность и результат. Интуитивные решения принимаются быстро и точно. Личная ответственность и осознанность становятся главной опорой в эффективном бизнесе и личностных контекстах. Этот этап можно рассматривать как период наступления взрослости человечества.

***

Заметим, что длительность каждого этапа существенно уменьшается (примерно на порядок) в сравнении с предыдущим. Следующим (четвертым) этапом станет период зрелости, но в настоящее время мы к нему только приближаемся. Его характерная особенность – появление многомерности сознания. Этот этап будет сопровождаться еще более стремительным возрастанием скоростей и масштабов и потребует более высокого уровня осознанности. Каждая смена этапа сопровождается экономическими или политическими кризисами и нарастанием личностных стрессов. Для того чтобы уверенно проживать этот период, каждому из нас потребуется еще более высокий уровень личной силы.

Ниже мы обсудим возможные варианты преодоления этих сложностей и покажем, что энергия нарастающего стресса может переживаться как новые возможности для внутреннего развития и возрастания личной силы.

Основные утверждения, которые мы хотим сделать, касаются эффективных внутренних стратегий, позволяющих решать актуальные проблемы в быстро меняющемся мире. Эти стратегии зависят от этапа внутренней эволюции, на котором оказывается человек, проживая тот или иной контекст.

***

Обозначенные выше эволюционные этапы проживаются каждым человеком в процессе собственной жизни. Внешне это воспринимается как смена уровней личностного развития и развития личной силы.

Некоторые люди развиваются медленно и навсегда остаются в рамках первого этапа. Они всегда предпочитают руководствоваться правилами и инструкциями (явными или негласными) как в бизнесе, так и в личной жизни. Сталкиваясь с проблемой, такой человек должен найти (или получить от руководства) новую инструкцию. Подавляющее большинство людей в современном мире относятся к этому типу, по некоторым данным они составляют 65–70 процентов.

К другому типу относятся люди, «застрявшие» на втором этапе развития. Они склонны к анализу и ментальным концепциям, но у них нет силы действовать. К этому типу относятся 20–30 процентов наших современников. Находясь на втором эволюционном этапе, человек способен самостоятельно найти новую идею, стратегию или план, причем это делается без промедлений. Сюда же относятся планирование и научный анализ. Обучение и внутреннее развитие в данном случае состоит в изучении и освоении новых технологий и стратегий внешних действий. В частности, одна из популярных идей касается моделирования внутренних стратегий успешных людей и поиска универсальной стратегии успеха (примером такой стратегии является популярная в НЛП стратегия Уолта Диснея). Еще раз подчеркнем, что в этом подходе всегда ищут новый способ внешних действий.  К сожалению, все это перестает работать в современном мире.

Небольшой процент современных людей (<10%) находятся на уровне третьего эволюционного этапа. Они способны удерживать в поле внимания большие объемы информации и интуитивно находить точные решения. В современном бизнесе этот уровень обеспечивает осознанность и ответственность, которые необходимы генеральному директору или владельцу среднего и крупного бизнеса.

Скорость событийных потоков здесь необычайно велика. Неподготовленный человек постоянно оказывается в зоне стресса, сталкиваясь с внешними проблемами. Попытка искать новую стратегию внешних действий не дает здесь успеха.

Человек этого уровня способен действовать спонтанно, находя точный ход из некоторого «внутреннего знания». Более того, он всегда знает (чувствует), в какой момент времени этот ход наиболее эффективен. Речь идет об интуитивном знании. Чтобы получить это знание необходимо двигаться вглубь внутренней территории (внутреннего пространства) вместо того, чтобы искать эффективные внешние стратегии. Это тонкий медитативный процесс, который ниже мы попытаемся сформулировать. В этом процессе необходимо находить и удерживать особое внутреннее состояние, которое позволит оставаться в контакте с «внутренним знанием» постоянно.

***

Структура такой медитации может быть представлена следующим образом. Начальное состояние, возникающее при встрече с проблемой, как правило, содержит стресс. В нем всегда присутствует «незнание» того, как двигаться дальше или каким должен быть результат. Это «незнание» обычно представлено некоторым дискомфортным ощущением в определенной области внутренней территории. Вышеупомянутая медитация включает непрерывное взаимодействие с этим ощущением (концентрацию на нем) по определенным правилам. Под воздействием концентрации ощущение начинает эволюционировать; оно перемещается вглубь внутренней территории и меняет качество. Соответственно изменяется и видение (переживание) проблемы. Главная особенность этого изменения состоит в снижении уровня дискомфорта и постепенном возрастании глубины той области внутренней территории, в которой воспринимается проблема. Возрастает также и уровень понимания проблемной ситуации. Продолжая медитацию, можно достичь такой точки внутренней территории, где ощущение дискомфорта исчезает, вместе с ним исчезает и ощущение упомянутого выше «незнания».

На смену ему приходит интуитивное знание, касающееся уместного для данной проблемы внешнего действия. Это знание сопровождается состоянием невовлеченности и покоя и способностью действовать быстро и точно. Такая способность и есть результат медитации. Только теперь следует выполнить  внешние действия, необходимые для окончательного решения проблемы.

Подчеркнем, что это интуитивное знание возникает спонтанно, оно непредсказуемо и уникально, уместно только для данной ситуации и для конкретного человека. Если подобная ситуация возникнет еще раз, то новое интуитивное знание может оказаться иным, чем прежде. Каждая ситуация, проживаемая в рамках третьего эволюционного этапа, субъективно воспринимается как уникальная и неповторимая. Другой человек в этой же ситуации должен найти собственную уникальную стратегию, вместо того, чтобы пользоваться известной (но чужой).

Такой способ действий означает, что эффективная стратегия создается  специально под конкретную проблему и не должна тиражироваться. Это справедливо для скоростей и масштабов третьего (то есть текущего) эволюционного этапа и современного уровня осознанности.

Вышеупомянутая медитационная стратегия внутренних действий, также как и концепция эволюционных этапов, представлена в авторском направлении «Квантовый путь познания», она изложена в книгах автора: «Квантовая модель эволюции личности» (Новосибирск, 2007) и «Реальна ли реальность» (Москва, 2014). Медитация представляет собой три следующие друг за другом практики: выслеживание – трансформация – неделание. Новая эффективная стратегия, позволяющая решить проблему, возникает в таком подходе спонтанно как часть практики неделания.

Постоянное выполнение этой медитации ведет к усилению способности концентрации, а также к возрастанию уровня осознанности и личной силы. Таким образом, каждая встретившаяся проблема превращается в знак, указывающий направление внутреннего развития, и дает энергию для этого.